Актриса Людмила Дмитриева: брак с Борисом Ардовым принес счастье и невероятные страдания

Людмила Дмитриева родилась 9 августа 1947 года в Москве. Выступать на сцене девочка мечтала практически с детского сада. Но когда однажды, уже в выпускном классе, призналась, что хочет подать документы в театральное училище, ее мама сказала: "Нет! Сначала получи нормальную профессию, а уж потом иди куда угодно хоть в артистки!" И Люда поступила в Текстильный институт на вечернее отделение. Работала в проектном НИИ, а после смены бежала на занятия.

В текстильном была своя театральная студия, которой руководил актер Театра Советской армии Леонид Николаевич Персиянинов. На прослушивании она так проникновенно читала монолог Катерины из "Грозы", что сама не удержалась от слез и получила приглашение. Мечта о сцене стала реальной.

В этой студии у Людмилы началась не только профессиональная и, как потом оказалось, личная жизнь. Читки, репетиции, романы… Однажды ее тогдашний кавалер пригласил на репетицию друга. Тот пришел и весь вечер смотрел только на нее, а она — на него.

Это был актер Театра Советской армии Борис Ардов. Сразу после знакомства Боря стал готовить ее к поступлению в театральный институт: составил список литературы, которую она обязательно должна прочитать, подбирал басни, отрывки из прозы. И не уставал повторять: "Ты очень талантливая и обязательно поступишь!" Она поступила в Школу-студию МХАТ.

У них с Борисом начался головокружительный роман, который привел девушку в знаменитую квартиру на Ордынке, где Борис жил со своими родителями. У Ардовых бывали Раневская, Бродский, Тарковский… В комнате, которую выделили им с Борей, раньше останавливалась и подолгу жила Анна Ахматова, когда приезжала из Ленинграда в Москву…

Отец Бориса — Виктор Ефимович Ардов был известным писателем-сатириком, драматургом, сценаристом, его жена Нина Антоновна Ольшевская служила в театре. Открытый радушный дом был заполнен учениками Виктора Ефимовича, многочисленными друзьями и родственниками, которые даже перейдя в категорию бывших, на самом деле таковыми не становились.

Каждый день забегали Алексей Баталов, сын Нины Антоновны от первого брака, его жена Гитана, могла заглянуть на чашку кофе Мика, бывшая жена Бориса, которая вышла замуж за актера Игоря Старыгина. Всех принимали, привечали, угощали.

В доме Ардовых Людмиле открылась русская литература — ее глубина, духовность. Что касается современной отечественной прозы и поэзии, то этих авторов Ардовы знали лично и могли рассказывать о них часами.

От скованности и неловкости, которые Людмила постоянно испытывала в новом доме, она вела себя как совершенная неумеха: постоянно била посуду (однажды грохнула целый сервиз), теряла деньги… Но не слышала ни слова упрека. По утрам Виктор Ефимович вручал ей трешку или пятерку: "Купи докторской, сыра, масла. Сегодня опять молодые писатели придут". В магазине, уже у кассы, Люда увидела, что денег нет — видимо, выронила из кармана. Вернулась домой в слезах.

— Что случилось? — спрашивает Ардов-старший.

— Деньги потеря-я-яла!

— Тоже мне, горе! Держи еще пятерку. Только не плачь.

Виктор Ефимович кормил всю семью. Боря пошел учиться на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, а Люда — была студенткой.

Замуж за Борю Людмила выходила в наряде его бывшей жены — Мики Ардовой. Мика подарила ей свой новый белый костюм. Люда свято верила: замуж она вышла один раз и навсегда за своего любимого Бореньку.

Удивительно, что обе женщины — Люда и Мика подружились. В доме Ардовых часто бывали дочки от первого брака Бориса с Микой Ардовой — Аня и Нина. Когда они еще не были расписаны с Борисом, двухлетняя Анечка Аррова говорила ей: "Тетя, уходи, это мой папа!" Люда не уходила, хотя и ощущала себя очень неловко.

В 1975 году Дмитриева получила диплом о высшем театральном образовании. В том же году Людмилу приняли в мхатовскую труппу.

Получая зарплату, она всегда старалась купить Боре что-нибудь модное из одежды, коллеги потешались: "Люда, о себе лучше подумай!" Людмила Дмитриева мужа боготворила, слишком явным было обожание с ее стороны. Вскоре у Бориса и Люды появилась дочка Машенька.

Борис умело пользовался своим мужским обаянием и не отказывал себе в маленьких слабостях, вроде необременительного романа на стороне, скажем, со студенткой. Машеньке было три года, когда у Бориса, работавшего после окончания Высших режиссерских курсов на студии "Мульттелефильм", случился служебный роман с Ольгой, дочерью известного питерского оператора Эдуарда Розовского, снявшего "Белое солнце пустыни" и "Человека-амфибию".

Поначалу Ардов скрывал, что у него появилась возлюбленная. Поздние возвращения домой объяснял загруженностью на работе. Признался лишь тогда, когда новые отношения уже нельзя было держать в тайне. Людмила плакала дни и ночи напролет. Свекровь Нина Антоновна, сразу принявшая сторону невестки, сердилась: "Не смей лить слезы! Пусть Борис уходит, а ты и Машенька останетесь со мной!" Свекровь всегда ее любила, а смерть Виктора Ефимовича еще больше их сблизила. Кроме того, в ее жизни случилась подобная история и она хорошо понимала невестку.

Полтора года Борис жил на два дома: то возвращался, то снова исчезал. Его отношение к жене и дочке не изменилось: он не был груб или резок, проявлял заботу, но как только у Людмилы появлялась надежда, что все наладится, уходил. Эта неопределенность сводила с ума. И однажды, не помня себя от отчаяния, она отправилась в любовное гнездышко — забрать мужа домой. До сих пор об этом жалеет: зачем так унизилась?

Дверь открыла Ольга Розовская, смерила ее взглядом с ног до головы, ухмыльнулась: "Ну и зачем вы приехали? Что хотели увидеть? Как нам с Борей хорошо?" Людмила кое-как справившись с дурнотой, развернулась и шагнула за порог. Всю дорогу домой видела перед собой лицо Бориса, который во время ее визита не вымолвил ни слова. Она заметила, как он смотрел на Ольгу, и поняла: все кончено.

Вскоре папа-оператор купил Розовской однокомнатную квартиру на "Академической", которую предложили им с Машей, а Борис с новой женой вернулся на Ордынку. С Ольгой Борис прожил несколько лет, в этом браке у него родилась дочь. После развода Розовская уехала в Америку, Ардов снова женился. В четвертой по счету семье появились на свет еще три дочери. Девочки рано осиротели, сначала умер Борис, следом за ним ушла и жена Екатерина.

Если бы не было бы горького и мучительного расставания с Борисом, то Людмила не встретила бы Юрия, который стал ее вторым мужем и с которым ей довелось узнать, что это такое быть бесконечно любимой, единственной, светом в окошке. И она бы в сорок один год не родила бы сына, которого обожала и которым гордилась.

С Юрием Сенчишиным Людмила познакомилась на свадьбе младшего брата. Володя и Юра учились в одном классе и не теряли связи после школы. Когда брат представлял друга: "Люда, это Юрий Сенчишин. Пишет стихи, замечательно рисует", молодой человек как-то странно смотрел на Людмилу, будто не верил своим глазам. После свадьбы попросил разрешения проводить.

Пока ехали до "Академической", рассказал, где и когда впервые ее увидел: "Был март. Вы шли по Ордынке в черном кожаном пальто и с букетом мимозы в руках. Подумал тогда: "Как Маргарита у Булгакова". Огромные синие глаза, будто не замечающие ничего вокруг, и печать безнадежной отрешенности на лице — вот такой вы и вошли в меня навсегда. Когда сегодня Володя представлял нас друг другу, не мог поверить, что снова вас вижу…"

Юре было тридцать лет, ей — тридцать пять, но она выглядела значительно моложе. Он спросил, когда он сможет ее увидеть. Они стали встречаться и Людмила убедилась, что Юрий — глубокий, образованный человек, для которого она — целая вселенная. Он посвятил любимой сотни стихов, но первое, написанное сразу после знакомства, она запомнила навсегда:

Ты появилась так внезапно

Из широко открытой двери.

И расстоянье выпив залпом,

Мы шаг за шагом время мерим...

Когда они стали жить вместе, она принимала любовь Юры, его заботу, но платить взаимностью пока не могла. У него сложились хорошие отношения с дочкой Машей, Люда радовалась, что может со спокойной душой уехать на спектакль: Юрий накормит дочку вкусным ужином и уложит спать.

Они с Юрием прожили вместе уже три года, когда Людмила безумно влюбилась в другого мужчину — фотографа и режиссера. Он несколько раз снимал Машеньку, потом стал бывать у них в доме. Люда не думала скрывать от Сенчишина вдруг вспыхнувшие чувства, а Юра как настоящий мужчина не стал требовать объяснений, не умолял одуматься — молча собрал вещи и ушел.

Роман с фотографом закончился едва начавшись, и она остро ощутила, как ей не хватает Юры. Его внимания, нежности, бережности. Каждый день и каждую ночь думала, как плохо без него, ругала себя за то, что все разрушила. Спустя полгода они случайно встретились в метро. Юра проводил ее до дома и остался, теперь уже навсегда. Он никогда не упрекал жену за то мимолетное увлечение, Юрий Сенчишин просто любил.

Людмиле было почти сорок, когда в один прекрасный день она поняла, что беременна. Когда она сказала об этом Юре, он растерялся:

— Людочка, а как же театр? Ты же актриса, без сцены не сможешь. И у нас уже есть дочка!

— Знаю, как ты любишь Машу, но у тебя должен быть свой ребенок.

Алешу она носила тяжело, пришлось отказаться и от гастролей и от съемок. Родила в сорок один год и через два месяца вернулась в театр.

Позже ей пришлось уйти из театра под руководством Олега Ефремова, но через несколько лет ее пригласил в труппу "Et cetera" Александр Калягин. Юрий Сенчишин в "Останкино" был конструктором декораций и его вклад в семейный бюджет был несколько меньше, чем супруги. И Людмила Борисовна стала постоянно сердиться, раздражаясь по малейшим пустякам и требовала от мужа каких-то действий.

Когда актрисе казалось, что ее силы уже на пределе, на помощь ей пришла Екатерина Васильева, с которой они были дружны. Именно Васильева впервые привела Людмилу Дмитриеву в церковь, а там долгие беседы с батюшкой позволили осознать настоящие жизненные ценности.

Вскоре в доме наступила долгожданная гармония. Актриса обвенчалась с мужем и позволила ему, наконец, стать настоящим главой семьи. Юрий стал продвигаться по службе , в "Останкино" занял должность главного специалиста по художественно-декоративному оформлению.

Фильмография актрисы открывается психологической драмой режиссера Ильи Авербаха "Чужие письма", вышедшей на экраны в 1975 году. Затем зрители увидели Людмилу Дмитриеву в мелодраме "Сентиментальный роман", где главные роли достались Елене Прокловой и Елене Кореневой. Позже Людмила Борисовна снялась в фильме-сказке "Кольца Альманзора" и приключенческой мелодраме "Возьми меня с собой" (главная роль).

Слава пришла к артистке в 1982 году вместе с ролью Сюзанны Бриссар в детективной комедии Аллы Суриковой "Ищите женщину". При просмотре фильма "Ищите женщину" Людмила Дмитриева, увидев себя на экране расплакалась: " Я хуже всех! Какой ужас!" Она рыдала весь фильм, а Сергей Юрский, сидевший рядом, когда зажгли свет, сказал: "Люда, поздравляю! У тебя прекрасная работа!"

Она тогда подумала: видел мои страдания и теперь утешает и не поверила ему. На премьеру в Дом кино для моральной поддержки взяла с собой подруг — актрис Екатерину Васильеву и Евгению Попкову. Как они обе хохотали! Васильева то и дело восклицала: "Ну, Людка!" Ей вообще понравился фильм, не только образ Сюзанны.

Но и подругам она не поверила. Долго не могла привыкнуть к своей героине и только сейчас, когда прошло столько лет, она уверенна, что Сюзанна Бриссар стала ее визитной карточкой в кино.

Режиссер Алла Сурикова отсмотрела полтора десятка претенденток на роль Сюзанны. Все роли уже были распределены, только с "церковной крысой, очкариком, сухарем в шляпе" никак не могли определиться. Она получила эту роль.

Двухсерийный фильм сняли за два месяца. Дружелюбная и веселая атмосфера, царившая на съемках, идеально подобранный актерский состав привели к тому, что съемки шли удивительно легко. Леонид Ярмольник, Александр Абдулов, Софико Чиаурели, Сергей Юрский, Елена Соловей, Леонид Куравлев…

В 1996 году она снялась в сериале "Клубничка" с Галиной Польских, Александром Демьяненко, Марией Ароновой. Позже были роли в лентах "Горячев и другие", "Адвокат", "Участковый". В конце первого десятилетия 2000-х Людмила Борисовна снялась в "Кремлевских курсантах", "Ворониных" и "Методе Лавровой". В 2013 году вышел исторический сериал "Тайны института благородных девиц", где Людмила Дмитриева появилась в роли учительницы музыки.

Феномен народной артистки Людмилы Дмитриевой в том, что она способна воплотить на сцене и в кино любой образ: от драматического до комедийного. Сегодня актриса востребована в профессии, а еще она счастливая жена, мама и бабушка четверых внуков. Людмила Дмитриева теперь точно знает, что любить и быть любимой — это разные вещи.

Делитесь комментариями и ♥ Ставьте лайк и следите за публикациями! Если понравилось, подписывайтесь на канал!

Источник: zen.yandex.ru

Добавить комментарий

Ещё похожие статьи

Савелий Крамаров: «Мы поженимся и ты будешь купаться в лучах моей славы!»Савелий Крамаров: «Мы поженимся и ты будешь купаться в лучах моей славы!»

Они познакомились в канун Нового,1993 года у общего приятеля в Сан-Франциско. Посидели втроем в кафе. Наталия Сирадзе никакого к себе особенного интереса со стороны Крамарова не почувствовала. С приятелем они,

ПодробнееПодробнее

Актриса Марина Яковлева: развелась с Андреем Ростоцким по совету подруги, к которой он ушелАктриса Марина Яковлева: развелась с Андреем Ростоцким по совету подруги, к которой он ушел

Марина Яковлева родилась в Иркутской области 1 апреля 1959 года. Мама Марины работала медсестрой, отец был машинистом на железной дороге. Марина была вторым ребенком в семье. Ее сестра Татьяна была

ПодробнееПодробнее

Что произошло с актрисой Елизаветой Никищихиной: «Высокие! Высокие отношения!»Что произошло с актрисой Елизаветой Никищихиной: «Высокие! Высокие отношения!»

Елизавета Никищихина — это Маша, восторженная помощница профессора Громова из "Приключений Электроника". Нина Андреевна Орлович из "Покровских ворот", в экзальтации читающая стихи, а затем выдавшая фразу, мгновенно ставшую крылатой: "Высокие!

ПодробнееПодробнее